Советы учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог Ярмонтович И.Ю. рекомендует

развернуть

ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ МОЛЧИТ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Учитель-дефектолог Пастерняк О.В. рекомендует

развернуть

Учитель-дефектолог Бовшис Н.М. рекомендует

развернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.»

                 

  За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери;   натальные, т.е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремитеьные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальном периоде — заболевания ребенка, травмы и пр.      К сожалению, в специальные группы дошкольного учреждения дети с речевыми нарушениями попадают только перед школой, в лучшем случае после пяти лет, и самый значимый для развития ребенка возраст — до трех-пяти лет — оказывается упущенным.                                              

   

     В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы мама и наблюдающий врач своевременно, с первых дней жизни ребенка, выявили предрасполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

     Как можно раньше необходимо выделять детей группы риска по патологии речи, и вот на что надо обращать особое внимание:

  1. Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).
  2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний порез губ).
  3. Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва), жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).
  4. Парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок — незначительную гнусавость.

    Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

       Родителям также необходимо обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц.

     Родителя должны уделять как можно больше времени общению с ребенком — играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук. Развивая ее, мы тем самым готовим почву и для развития артикуляционных движений. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т.д.

    Помимо игр, развивающих мелкую моторику рук, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

    Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, - все это способствует речевому развитию.

       Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и необращенность лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

     Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период — возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция — педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

    Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическими развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

   При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы, и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна начинаться с раннего возраста.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с нарушениями речи.

Общие рекомендации:

  1. Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-дефектологу.
  2. Систематически и аккуратно выполняйте рекомендации дефектолога
  3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
  4. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
  5. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
  6. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  7. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  8. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
  9. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  10. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
  11. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
  12. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
  13. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
  14. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

 

свернуть

Учитель-дефектолог Езапчук А.А. рекомендует

развернуть

Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе»

Подготовить ребёнка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.

Для того, чтобы подготовить ребёнка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование! Рассмотрим подробнее, какие ошибки возникают у неподготовленных к школе детей на письме: 1) пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок - цыпенок); 2) перестановки букв (свет - всет); 3) замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.) 4) слитное написание слов (всаду, наземле…) Всё это – не вина учительницы, а неумение родителей подготовить своего  ребенка к школе.  Чем же это объяснить и как помочь родителям предупредить трудности в овладении ребенком грамотой?

 Кроме того, трудности в овладении ребёнком звуковой структурой слова можно объяснить  ещё и тем, что некоторые дети к 5-6 годам ещё не владеют правильным произнесением всех звуков. Неверное произнесение соноров, шипящих, свистящих, отсутствие твёрдых либо мягких вариантов звуков  или смешение глухих и звонких  звуков: "д-т", "б-п", "з-с", "ф-в", "ж-ш", "г-к" и др., вариантов смешения и замен звуков, близких по артикуляции, встречаются очень часто.

Советы по подготовке ребенка к школе: 1. Во-первых, не травмируйте ребёнка, если он - левша, не переучивайте  с левой руки на правую.

  1. Во-вторых, учите ребёнка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, ёлку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребёнка писать  буквы.
  2. Следующий необходимый навык -штриховка. Научите ребёнка заштриховывать  карандашами раскраски.  Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.
  3. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.
  4. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода, транспорта, животных.Во время таких игр активность повышается ребёнка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
  5. Вы, родители, можете помочь ребёнку слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Чёткое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному  произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребёнка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!
  6. Полезно проводить с ребёнком весёлую  игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: "Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?"  Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.
  7. В это же время ребёнка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребёнок от вас узнает, что такое "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твёрдый, мягкий звук"... Он учится читать. Можно сшить или купить  ему "кассу" букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребёнок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.
  8. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребёнком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребёнок уже вслушивается в вопросы: "Кто? Что делает?",  слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.
  9. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ,  с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя  культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой  язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.
  10. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать  геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг),  знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребёнка можно обучить элементарным словам "прибавить" , "отнять", "получится",  решать лёгкие задачи на вычитание и сложение на знакомых  предметах.
  11. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу  трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов.  Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей  сказки.
  12. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.
  13. Следите за правильной посадкой ребёнка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.
  14. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек  пальцами, которые держат ручку; расстёгивание и застёгивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

Помните,вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

свернуть
поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/