Советы педагога-психолога

Профилактика домашнего насилия.

развернуть

Профилактика домашнего насилия.

Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»);

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.

Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.

Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Признаки насилия в семье:

  • прямая словесная агрессия (обидные высказывания в адрес жертвы, унижение ее на людях и наедине, обвинение в собственных неудачах);
  • презрение (например: явное неуважение с высказыванием своей точки зрения при любом удобном случае. Агрессор не уважает творческую деятельность, работу жертвы, да и все, что она делает);
  • насмешки, издевки и оскорбления;
  • постоянные крики угрозы в сторону жертвы;
  • следы ударов, шрамы, порезы, переломы, ушибы;
  • принуждение агрессором вступать с ним в сексуальный контакт без желания жертвы;
  • запугивание, в том числе угрозы похитить детей и не давать с ними общаться;
  • сильная и необоснованная ревность;
  • игнорирование чувств супруги (супруга);
  • мужчина не считается с мнением жены и наоборот;
  • муж подвергает опасности супругу. Заставляет ее находиться в таких условиях, которые грозят риском здоровью и жизни;
  • не разрешает пользоваться телефоном;
  • агрессор полностью контролирует жизнь своей жертвы или стремится к этому. Только он может принимать решения в жизни их обоих. Так муж может заставлять жену одной обеспечивать всю семью или наоборот не разрешать ей работать. Так же деспот может наложить запрет на выход из дома без его согласия, и взрослая женщина должна буквально спрашивать разрешения на все свои действия.

Алгоритм действий жертвы в случае насилия в семье:

  • постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
  • обратите внимание на то, в каких случаях ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
  • определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (например, кухня), и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома);
  • выучите наизусть телефоны милиции, «кризисной» комнаты, соседей, друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;
  • подумайте, каким образом вы можете связаться с милицией, не забывайте, что в милицию вы сможете позвонить бесплатно;
  • расскажите друзьям и соседям, которым вы доверяете, о вашей ситуации; договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что вы в опасности; договоритесь с ними, что надо будет сделать, если вы подадите такой знак;
  • отрепетируйте поведение в момент опасности со своими детьми; уговорите их, что в ситуациях применения насилия они не должны вмешиваться; отработайте специальные слова, которые в момент опасности будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
  • убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия;
  • потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
  • всегда носите с собой мобильный телефон.

Меры наказания, применяемые к гражданам, совершившим насилие в семье:

административная ответственность - официальное предупреждение; профилактический учет; вынесение защитного предписания.

Защитное предписание – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Административное правонарушение - умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, либо нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления (статья 9.1 КоАП РБ) – наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест

уголовная ответственность -

за умышленное причинение легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, предусмотрено наказание в виде штрафа, общественных или исправительных работ на срок до одного года, или ареста (ст. 153 УК РБ);

за насилие, сопряженное с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения, не опасного для жизни, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до 4-х месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, предусмотрено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст. 149 УК РБ);

за истязание, т.е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотрено наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.154 УК РБ).

Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или зависимом положении, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы;

за насилие, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, угрозу убийством или уничтожением имущества общеопасным способом, предусмотрено наказание в виде штрафа, или общественных и исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.186 УК РБ);

изнасилование - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет (ст. 166 УК);

насильственные действия сексуального характера – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет (ст. 167 УК).

В случае применения домашнего насилия жертва в праве обратиться в Территориальные центры социального обслуживания населения (далее - ТЦСОН) за помощью в виде:

Социальная услуга - действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней (статья 1 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);

консультационно-информационные услуги - информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);

материальная помощь - предоставление денежных средств, продуктов питания, санитарно-гигиенических средств, средств ухода, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива;

социально-педагогические услуги - действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения;

социально-посреднические услуги - содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги;

социально-психологические услуги - содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий;

социальный патронат - деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста.

В области в каждом районе и городе функционирует «кризисная» комната. Гражданин (семья), пострадавший от насилия, может обратиться в ТЦСОН и получить временное убежище от нескольких часов до длительного периода времени как в дневное, так и в вечернее время суток, на территории другого района (вне зависимости от места регистрации и проживания).

«Кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в кризисном состоянии, временного приюта.

Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания.

ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

231300, г. Лида, ул. Варшавская, 9, код 8-0154, факс 61-10-19

8-0154-50-26-84 круглосуточно 8-029-287-97-63  МТС 8-029-268-42-72  МТС

 

 

 

свернуть

Правила в жизни ребенка.

развернуть

Правила в жизни ребенка.

 

Правила или нормы — важная социальная опора нашей жизни. Для любой совместной деятельности нужно умение договариваться, в первую очередь — о правилах. При этом трудно найти другое изобретение человечества, которое вызывало бы столь сильный протест. Кто сказал, что поступать надо именно так? Как с правилами соотносится развитие самостоятельности ребенка, поощрение инициативы? Что вообще такое правила — система приказов или все-таки договор?

В жизни каждого ребенка должны присутствовать правила, которые помогут ему выработать привычки, присущие порядочному, вежливому, отзывчивому, чистоплотному человеку. Однако многие родители очень часто не знают, в каком возрасте лучше всего начинать вводить определенные правила, чтобы ребенок не воспринял их негативно.

Специалисты уверены, что самый оптимальный возраст для введения правил в жизнь ребенка – это период от 4 до 6 лет. В более раннем возрасте малыш не сможет им следовать по причине особенностей своего психологического и физического развития. А внедрение правил в более позднем возрасте чревато их отторжением, поскольку 6-7-летние дети уже воспринимают себя в качестве самостоятельного субъекта деятельности/поведения, и способны манкировать теми правилами, которые им навязывают.

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с правилами, которые определяют ребенка как личность, способствуют его последующему интеллектуальному развитию и социальной адаптации, а потому должны присутствовать в жизни каждого ребенка.

КАКИМ ПРАВИЛАМ ДОЛЖЕН СЛЕДОВАТЬ РЕБЕНОК

УБОРКА

Малыш должен знать, что он обязан сам приводить в порядок свое рабочее место после окончания занятий (убирать игрушки, прятать альбомы/карандаши и т.д.). Нужно тщательно следить за тем, чтобы ребенок всегда следовал этому правилу:

ПОСИЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Ребенок должен беспрекословно выполнять маленькие поручения родителей (например, отнести салфетки, принести веник, разложить ложки, оказать помощь в выборе продуктов и т.д.). При этом очень важно, чтобы малыш всегда доводил начатое дело до конца. В свою очередь родители должны всегда искренне благодарить ребенка за любую помощь, которую он оказал. Малыш должен чувствовать, что его помощь высоко ценится и необходима родителям.

ПОСЛУШАНИЕ

Очень важным аспектом детского воспитания является установка, которая подразумевает абсолютное послушание дошкольника. Если ребенок сам выполняет полезное дело без указаний родителя, его следует похвалить и поощрить. Это значит, что ребенок хочет участвовать в общественно-полезной деятельности и самостоятельно помочь взрослым.

БАЗОВАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ

Дошкольник обязательно должен быть вежливым и следовать базовым правилам этикета. В психологии этот прием называется заботой об окружающих. При этом важно, чтобы ребенок не забывал и о себе, сохраняя две стороны такой действительности в равновесии.

ГИГИЕНА

Дошкольник должен иметь навыки личной и общественной гигиены.

 КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ ПРАВИЛА

РАЗГОВОР

Нужно обязательно спокойно разговаривать со своим малышом, объясняя ему значимость тех или иных правил (ни в коем случае нельзя повышать голос на ребенка, чтобы он не стал тревожным или испуганным). Систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила, приведет к тому, что их выполнение станет нормой, через которую нельзя переступать.

ПОМОЩЬ

В начале воспитания и обучения можно и нужно помогать ребенку. В таком случае он почувствует необходимую ему поддержку и будет стремиться оправдать возложенные на него надежды. Подчеркнем, что помощь родителей должна ограничиваться именно поддержкой, а не выполнением правила вместо ребенка.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

Дети дошкольного возраста отличаются тем, что повторяют действия и привычки своих родителей. Поэтому родители должны не только показывать, как нужно выполнять те или иные правила, но и регулярно придерживаться тех же правил, на собственном примере демонстрируя малышу их важность и значимость.

ТОЧНОСТЬ

Правила, которые устанавливает родители, должны быть четко сформулированы. Это поможет детям не запутаться в том, что им говорит взрослый.

КООПЕРАЦИЯ

Воспитание должно походить на взаимное сотрудничество родителей, тогда ребенок будет чувствовать, что выполняет особенную роль в семейных взаимоотношениях. То есть, ребенок должен понять, что семья – это единый организм.

 

КОГДА ПРАВИЛА РАБОТАЮТ

  1.  Детям требуется знать, зачем правило нужно. Почему надо себя ограничивать, и что будет, если этого не делать. Ребенку необходимо понимать, что он справляется с собой не просто так, а в своих собственных интересах.
  2. Если ребенок понимает и принимает правило и готов действовать в соответствии с ним, то научится саморегуляции. Это важно для развития личности. Он начинает пытаться с собой справляться самостоятельно, не рассчитывая на взрослого. Работающие правила сразу снимают с родителя необходимость постоянного контроля. Конечно, пригляд нужен, но в ситуации работающих правил детям можно доверять.
  3. Ребенок должен быть уверен, что сможет правило выполнить, что оно ему по силам и что оно обоснованно. «Правило соблюдается, если ребенок этому правилу доверяет, — говорит Елена Юдина. — Оно его не подведет. Что это значит? Например, то, что оно для всех». Такие правила дают ребенку уверенность в том, что он в безопасности и может спокойно действовать.
  4. В работающем правиле нет нарушения эмоционального благополучия. В дошкольном возрасте это единственный фон, на котором ребенок может что-то делать. По мнению психолога, «если подорвано эмоциональное благополучие, если подорвана уверенность в том, что он может пробовать много чего, — будет серьезно страдать детское развитие».
  5. Чтобы правило работало, нужно сделать ребенка его соавтором. Когда правила создаются вместе с детьми, они становятся частью личного действия. Это не означает, что ребенок начнет диктовать свои правила. Взрослый все равно остается главным, иерархия должна сохраняться. Ребенок участвует в обсуждении, но руководит процессом родитель.

ЧТО ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Правила условны. Они не везде одни и те же. Они могут меняться даже внутри одной группы, потому что меняются ситуация и задачи. Хорошо, когда дети понимают, что правила могут измениться и что они сами могут в этом участвовать.

 

Правила должны быть конкретными. Не следует формулировать задачи в слишком общем виде. Например, правило «Не шуметь!» работать не будет. Непонятно, что оно означает: всегда не шуметь? А чем «шуметь» отличается от «не шуметь»? Скорее всего, ребенок такое правило проигнорирует.

Некоторым детям трудно управлять собой. Изначально дети стремятся слушаться взрослых, им так спокойнее. Правда, есть дети, у которых собственная активность и желание что-то сделать так сильны, что они не могут с ними справиться.

Правила нужны не только для того, чтобы дети не доставляли неприятностей окружающим и были удобны в общении. Они помогают ребенку и в те моменты, когда он остается наедине с собой.

Адекватная система правил будет помогать развитию ребенка, она не препятствует его самостоятельности и позволяет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.

свернуть

Ответственность родителей за воспитание детей.

развернуть

Ответственность родителей за воспитание детей

        Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близ­кие и дорогие люди. Однако при более присталь­ном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных дейст­вий, арену ожесточенных споров, взаимных обви­нений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях - это важ­нейшая обязанность родителей. В случае невы­полнения родителями или лицами их заменяющи­ми, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответ­ственности. Действующее законодательство пре­дусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, адми­нистративную, гражданскую, уголовную. Семейно-правовая ответственность: Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, об­разовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 КоБС).        Родители несут ответственность за ненадлежа­щее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащи­ми, если не обеспечиваются права и законные ин­тересы ребенка, в том числе, если ребенок нахо­дится в социально опасном положении. Под соци­ально опасным положением понимается обстанов­ка, при которой:       

- не удовлетворяются основные жизненные по­требности ребенка (не обеспечиваются безопас­ность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребен­ком необходимой медицинской помощи, не созда­ются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка, а также в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети и др. не соответствуют техническим нормативным правовым актам либо эксплуатационной документации на них, демонтированы или неисправны устройства автоматического обнаружения и оповещения о пожаре и т.д.);       

 - родители систематически не выполняют рекомендации медицинский работников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка, что может угрожать их жизни и здоровью;      

  - родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования;      

- родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения или преступления;      

- лица, принимающие участие в воспитании и со держании ребенка, ведут  аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, зло­употребляют своими правами и (или) жестоко обра­щаются с ним либо иным образом ненадлежаще вы­полняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 КоБС).

К родителям применяют ад­министративные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф) за:     

- невыполнение родителями или лицами, их заме­няющими, обязанностей по воспитанию несовершен­нолетних детей, повлекшее совершение несовершен­нолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения (ст.9.4. КоАП); (Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин, при повторном привлечении в течение года по этой же статье штраф составляет от 10 до 20 базовых величин.  Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища». Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.)    

- совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23. Ко­АП);     - за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных на­питков или в связи с совершением других правона­рушений (17.3. КоАП). В каких случаях родители несут уголовную ответственность?    

- за вовлечение несовершеннолетнего в система­тическое употребление спиртных напитков и одурма­нивающих веществ (ст. 173 УК);   

  - за вовлечение в занятие проституцией, бродяж­ничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК);   - за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК).

Гражданско-правовая ответственность: Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет? За вред, причиненный несовер­шеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 956 ГК). Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет? Сам подрос­ток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходи­мыми средствами, вред полностью или в недостаю­щей части может быть взыскан с родителей или опе­кунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества (ст. 956 ГК).        

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах? Родители могут быть лишены родительских прав по решению суда, если они (ст. 80 КоБС) уклоняются от выполнения обязанное родителей, в том числе уклоняются от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами и т.д. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью комиссия по делам несовершеннолетних выносит решение об отобрании выполняя функции органов опеки и попечительства. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Что влечет за собой лишение родительски: прав? Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС). К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерейне хватает и в школе и в семье. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, про должает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств.         Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношение родителей к своим несовершеннолетним детям тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительски: обязанностей все будет обстоять благополучно.

 

свернуть
поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/